Ломовозы  |  Краны манипуляторы  |  Мультилифты  |  Самосвалы  |  Запчасти ВЕЛМАШ |  Запчасти PALFINGER |  Запчасти HIAB  |  Партнеры  |  Поиск по брендам

Блог / Новости RSS 2.0

И КМУ, и автокран. Автомобильные краны-манипуляторы

И КМУ, и автокран. Автомобильные краны-манипуляторы

У краноманипуляторных установок (КМУ) без троса в отличие от тросовых существует большое разнообразие вариантов, каждый из которых приспособлен для выполнения определенных видов работ. Сначала поговорим о тех манипуляторах, которые составляют непосредственную конкуренцию тросовым КМУ, то есть о тех, что согласно своим характеристикам грузоподъемности и размера может применяться и для погрузки, и для строительства.

В классификации большинства производителей манипуляторов КМУ в первую очередь делятся по мощности, на легкие, средние и тяжелые. У некоторых к тяжелым относятся уже довольно мощные краны, с грузовым моментом 40 тм и выше. Линейка же средних КМУ самая широкая, там располагаются манипуляторы с характеристиками от 10 до 30 тм, а менее 10 тм относятся к легким. Такая классификация служит сугубо маркетинговым целям и является весьма условной. Действительно, большинство покупателей мало внимания обращают на крайние товарные позиции, самые большие манипуляторы им не по карману, а легкие, для установки на пикапы, не берут, так как нет пикапов. Вот и раздувают раздел средних КМУ на сколько позволяет чувство здравого смысла. Но в этом материале нас интересуют такие манипуляторы, которые можно назвать самыми легкими из тяжелых и самыми тяжелыми из средних, то есть, обращаем взор на КМУ с грузовым моментом от 17 до 50 тм. Такой мощности будет достаточно для погрузки любых материалов на трехосные грузовые шасси разрешенной полной массой до 26 тонн, и конструктивно возможной до 33. Из этих моделей выделим только те, у которых прямая стрела максимально возможной длины, это необходимо не только для погрузочно-разгрузочных работ, например, в ряде случаев позволяет полностью обходиться без вилочного погрузчика, когда груз подбирается/ставится в удаленном от грузовика месте склада. Но и при разного рода строительно-монтажных работах, длинная стрела позволит обойтись без дополнительного привлечения подъемных кранов. Конечно, для сугубо строительных нужд лучше подошли бы манипуляторы с ломаной стрелой, или гидрофицированным телескопическим гуськом, или Z-стрелой, как называют их за рубежом. Однако, такие модели существенно дороже, их сложное устройство сказывается и на дороговизне обслуживания, а преимущества дополнительного подвижного сочленения не столь актуальны для перевозки грузов. Таким образом, манипуляторы с длинной прямой стрелой и достаточно высоким грузовым моментом своего рода компромисс для выполнения поставленной задачи: самостоятельно загрузиться, перевезти и выгрузить или смонтировать на месте. Поскольку даже у манипуляторов большой мощности из-за требований компактности применяется поперечная схема складывания, длина звеньев стрелы небольшая, и для того, чтобы обеспечить максимально возможные вылет и высоту подъема, число выдвижных секций увеличивают до 6-8, а кроме того, применяют дополнительные механические удлинители-вставки. Манипулятор, в отличие от тросовой КМУ сопоставимой мощности, не только занимает меньше места на шасси и позволяет не ломать голову над тем, как перевезти что-либо крупногабаритное, но и предлагает такие функции, какие у тросового крана просто отсутствуют. В первую очередь это подача груза внутрь зданий через проемы (ворота, окна) за счет выдвижения секций стрелы. Второе – это возможность обойтись без стропальщика. Правда, только в том случае, если манипулятор выбирать с радиоуправлением. Тогда водителю-оператору можно будет самому подняться на крышу и поднять груз, как говорится, «на себя». Пульт радиоуправления пригодится и при разгрузке внутри зданий, это вам не стоять, прижавшись к раме автомобиля, шуровать рычагами! Хотя для монтажных работ возможность стоять там, где и так места мало, мешать монтажникам-высотникам, вряд ли пригодится, но с пультом можно встать в стороне, управляя манипулятором с безопасного места при хорошей обзорности. Но можно выбрать и вариант с управлением с кресла на колонне, как у лесных и сортиментовозных гидроманипуляторов. Будет удобно не только осуществлять монтаж конструкций быстровозводимых зданий, но и там, где приходится грузить-выгружать большое количество штучных товаров, и краном махать немалое количество раз. Легко будет и забирать материал с обеих сторон, с радиопультом-то не набегаешься, да и сверху лучше видно, как груз встает на место в кузове. Еще одно преимущество – тросовая КМУ не сможет разгрузиться в тех местах, где есть ограничение по высоте, то есть в складских помещениях, под линиями трубопроводов, мостами, линиями электропередач. На КМУ с тросом, как и на любом автокране, легко работать в чистом, поле, там, где строительство идет с нуля. А при разного рода ремонтно-восстановительных, реставрационных работах, или при стройке в уже застроенных до отказа местах, там преимущество за краном-манипулятором. И если только вдуматься, сколько по городам и весям подобных работ, отбоя ведь нет от заказов! Сначала снести детскую площадку под обустройство парковки для машин жильцов, потом вернуть на место детскую площадку, потом снова автомобили, и так далее. Выпуская манипуляторы с длинными многосекционными стрелами, производителям приходится решать такие задачи, как обеспечить механическую прочность и надежность работы телескопа. Секции разрабатывают с многогранным сечением, часто с неравными размерами сторон многоугольника, работают над конструкцией и материалом вставок. Кроме этого, важным элементом манипуляторов является организация управления выдвижением стрелы, чем обеспечивается плавное перемещение груза. Не лишними будут электронные системы, предупреждающие о перегрузке и ограничивающие ход манипулятора в зоне работы оператора при управлении рычагами с боку автомобиля, у колонны. Кроме трехосных шасси, являющихся основным типом носителя для КМУ этой группы, могут применяться и четырехосные шасси 8х4, они позволяют располагать тяжелый кран за кабиной без перегрузки передней оси. Но часто даже большие и тяжелые манипуляторы с грузовым моментом в 50 тм можно видеть на трехосниках, только в этом случае КМУ устанавливается в заднем свесе машины, это позволяет использовать для перевозок еще и прицеп. Такой вариант предпочтительней, если планируется заниматься строительством. При заднем расположении КМУ эффективней работает опорный контур, а работая с прицепом, на объект малоэтажного строительства можно привести необходимый материал за один заход. Так получится осуществлять и доставку, и сборку объекта одной транспортной единицей и бригадой из трех человек. В Европе широко распространена установка КМУ на шасси седельных тягачей. Преимущество в большей универсальности по сравнению с бортовыми машинами за счет сменных полуприцепов. Для полуприцепа пригодится и длинная стрела, грузить можно хоть евро-фуру со сдвижной шторой. И для строительно-монтажных целей манипулятор на тягаче выглядит молодцом, его опорный контур можно вывести близким к квадрату, улучшив его устойчивость. К тому же на седельный тягач можно установить манипулятор еще большей мощности, чем 50 тм грузового момента, и на объеме и массе перевозимого груза это никак не отразится. Интерес к большим манипуляторам, пригодным и для самопогрузки, и для строительства, неуклонно растет, на что, естественно, реагируют предприятия-производители. Стоит отметить, что до определенного времени сугубо автокраностроительная компания «Ивановская марка» уже занялась выпуском манипуляторов, именно манипуляторов, а не тросовых КМУ! Основным же отечественным производителем кранов-манипуляторов остается холдинг «Подъемные Машины» (Великие Луки и Архангельск). Из импортных марок манипуляторов в России основное распространение получили шведская HIAB, австрийская Palfinger, итальянские Amco Veba, Fassi и Ferrari, немецкая Atlas. Есть и компании с Востока, производящие манипуляторы, например, китайская марка XCMG, реализуемая в РФ под торговой маркой «Загорец», но предложение их намного скромнее, чем тросовых КМУ, и в таблицу самый мощный манипулятор «Загорец» добавлен скорее для примера, а не как относящийся к рассматриваемой группе кран-манипулятор.

Модель Шасси, примеры, или база, мм / полная масса, т Гр. момент, тм Мин.(раб.) вылет, м / г-п, кг Макс. Вылет, м / г-п, кг  Макс. высота подъема крюка, м Угол поворота колонны, º Масса установки с аутригерами, без масла, кг
Велмаш КМУ -180-5.1 3-х-осн. с полной массой > 26 т 18 2,7 / 5440 17,0 / 320 20 400 3150
Ивановец КМ-34000 КамАЗ-6520 29,1 3,15 / 8740 12,5 / 2250 15 н.д. н.д.
Amco Veba 825 6S КамАЗ-65117, 6520, аналоги  25,1 2,6 / 8780 17,91 / 780 20,5 400 3735
Ferrari -726-А6 5540 / 19 18 н.д. / н.д. 16,4 / 890 20 410 3230
Ferrari -736-А8 6200 / 24 27,6 н.д. / н.д. 21,0 / 890 24,5 400 4840
Ferrari -745-А8 5050 / 24 38,6 н.д. / н.д. 20,5 / 1255 24,7 400 5860
Atlas-AK 170 -18,8/7 (A7) КамАЗ-65117, 6520, аналоги  17 4,9 / 2750 18,7 / 430 н.д. 410 2860
Atlas-AK 210 -20,7/8 (A8) КамАЗ-65117, 6520, аналоги  21 4,9 / 3500 20,7 / 400 н.д. 410 3030
Atlas-AK 260 -20,8/8 (A8) КамАЗ-65117, 6520, аналоги  26 4,9 / 4410 20,7 / 570 н.д. 410 3730
Atlas-AK 350 -19,1/7 (А7) 3-х-осн. с полной массой > 26 т 35 5,1 / 5700 19,1 / 1100 н.д. н.д. 5050
Atlas-AK 500 -13,9/5 (A5) Многоосн. с повыш. г/п 50 4,6 / 9500 13,9 / 2850 н.д. 360, не ограничен 5820
Hiab XS 244 E-8 3-х-осн. с полной массой > 26 т 22 2,4 / 7600 20,9 / 420 н.д. 410 3480*